История корабля:
Эскадренный миноносец пр.56
Первым проектом эскадренного миноносца в нашем
ВМФ, созданным и реализованным в послевоенное время,
следует считать проект 41. Однако проведенные испытания
показали, что удачным корабль все же назвать было
нельзя по целому ряду причин. В результате июне
1951 г. постановлением Совмина серия эсминцев проекта
41 была прекращена, а заложенные эсминцы разобраны.
Новому
главному конструктору проекта, сменившему А. Л. Фишеру было предписано
"модернизировать проект 41 в основном в направлении снижения
водоизмещения и изменения формы корпуса". Новому проекту присвоили
номер - проект 56. Проектирование начали сразу с этапа
техпроекта, поскольку основные решения по вооружению, энергетике,
системам и т. п. сохранялись по проекту 41. Корпус нового корабля стал
более коротким и обжатым, поэтому часть необходимых внутренних объемов
была как бы "выдавлена" на верхнюю палубу - это определило более
развитый комплекс корабельных надстроек. Для компенсации
снижения остойчивости пришлось искать пути уменьшения весовой нагрузки.
Поэтому пошли на применение алюминиево-магниевых сплавов типа АМГ. Как
показало время, такое решение было ошибочным из-за низкой
пожаростойкости конструкций из АМГ. Однако в какой-то мере применение
легких сплавов объясняло то обстоятельство, что они в те годы стали
"модными" во всех ведущих флотах мира. Вооружение пр.56 было
почти аналогичным вооружению эсминца пр.41. Различие заключалось в
установке совмещенных четырех 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ, которые
разместили ромбом: в носу, в корме и побортно (в районе гротмачты),
отказались от 25-мм автоматов, вместо СПН-500 установили
стабилизированный командио-дальномерный пост СВП-42-50 со стрельбовой
РЛС "Якорь-М", а навигационную РЛС "Риф" заменили на РЛС "Нептун".
Головной корабль пр.56 - эсминец "Спокойный" - был предъявлен на
испытания в 1953 г. Первые пробы показали, что проектной скорости и на
этом корабле достичь не удалось. Более глубокий и детальный анализ
причин этого привел к выводу, что размещение рулей, кронштейнов гребных
валов и вообще компоновка комплекса "корпус-винт" были неоптимальны.
Комиссия под руководством выдающегося ученого специалиста в области
теории корабля инженер-контр-адмирала В. Г. Власова рекомендовала:
парные рули, размещенные за винтами, заменить одним, установив его в
диаметральной плоскости, а на гребные валы смонтировать обтекатели,
взамен трехлопастных винтов использовать четырехлопастные. Внедрение
этих рекомендаций позволило "Спокойному" достичь желанных 38 уз. После
длительных испытаний в 1956 г. "Спокойный" был передан флоту, а
строительство всей серии из 27 кораблей осуществлялось в период с 1955
по 1958 г. Эскадренные миноносцы пр. 56 стали последними
торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в нашем флоте. Все
более зримо проявлялось их несоответствие развивавшимся новым средствам
и способам ведения войны на море, и если судить с позиции сегодняшнего
дня, они опоздали со своим появлением примерно на десять лет. К
усилению противолодочного вооружения эсминцев пр. 56 по пр.56-пло
приступили уже в 1958 г. Одиннадцать кораблей этой серии прошли
модернизацию, в ходе которой были сняты второй торпедный аппарат и
бомбометы, оборудованы посты ПЛО, установлены по две РБУ-6000 или
РБУ-2500. Оставшийся торпедный аппарат приспособили для стрельбы как
противокорабельными, так и противолодочными торпедами. Еще ряд
эсминцев в 1969-1971 гг. модернизировали по пр. 56-а более кардинально.
В ходе переоборудования с кораблей демонтировали все установленное в
корму от первого торпедного аппарата оружие (второй торпедный аппарат
ПТА-53-56, три автомата СМ-20-ЗИФ, кормовую башню СМ-2-1), а также
грот-мачту с установленными на ней антеннами. Вместо этого там
разместили зенитный ракетный комплекс "Волна" с двухбалочной пусковой
установкой и шестнадцатью ЗУР в погребе, а так-же систему управления
огнем "Ятаган",
антенну которой смонтировали на башенно-подобном основании,
установленном вместо грот-мачты. В районе кормовой дымовой трубы
побортно были смонтированы по два новых 30-мм спаренных зенитных
автомата АК-230 с системой управления "Рысь". На фок-мачте появилась
антенна трехкоординатной РЛС общего обнаружения МР-310. В
архитектурном отношении эти корабли выглядели довольно своеобразно, но
в значительно большей степени стали отвечать своему предназначению.
Поскольку модернизация по пр.56-а (усиление ПВО) по срокам затянулась,
оказалась трудоемкой и дорогой, оставшиеся в серии эсминцы
переоборудованию не подвергались и дослужили свой век в первоначальном
виде. Эсминцы пр.56 около тридцати лет очень интенсивно
эксплуатировались на всех флотах, пока не начали выводиться из боевого
состава. Многие крупные технические решения, полученные и отработанные
на этих кораблях, стали базовыми при разработке и создании надводных
кораблей основных классов следующих поколений.
|