Проект эскадренного миноносца с управляемым реактивным оружием
(так в то время назывались противокорабельные крылатые ракеты) нового
поколения разрабатывался в соответствии с постановлением Совета
Министров СССР от 25 августа 1956 г. 6 декабря того же года
главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков утвердил согласованное с
Минсудпромом тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку эскизного
проекта нового эсминца, а несколько раньше (16 и 24 октября)
заместитель главкома ВМФ утвердил согласованные с Минсудпромом,
Минавиапромом, Мипоборонпромом и Минобщемашем ТТЗ на разработку
комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия
(впоследствии комплекс М-1 "Волна") и ударного реактивного оружия
(впоследствии - П-35). Таким образом, разработка проекта, получившего
номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного
вооружения.
Проектирование корабля поручили ленинградскому ЦКБ-53. Главным
конструктором стал В. А. Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил
инженер-капитан 2 ранга П. М. Хохлов. Эскизный пр. 58 разработали в
середине 1957 г., а в сентябре Управление кораблестроения ВМФ выдало
заказ на разработку уже технического проекта, завершенного в марте 1958
г.
За прототип теоретического чертежа корпуса был выбран
теоретический чертеж эсминца пр.56, прошедший тщательную и всестороннюю
"обкатку" теорией и практикой, вследствие этого отработка
теоретического чертежа крейсера пр.58 особых затруднений не
представляла и была произведена еще на стадии эскизного проекта. Однако
модельные испытания в ЦАГИ и ЦНИИ-45 на регулярном волнении потребовали
более полного образования носовых обводов. При этом были получены
лучшие результаты на всех ходах с точки зрения снижения заливаемости и
особенно брызгообразования, чем на кораблях пр.56.
При заданном составе вооружения наилучшей архитектурной формой
корпуса посчитали форму с длинным полубаком и небольшим подъемом к
форштевню. Сам корпус набирался по продольной системе и
водонепроницаемыми переборками делился на 17 отсеков. Непотопляемость
корабля обеспечивалась при затоплении любых трех смежных отсеков,
однако имелись зоны, где корабль выдерживал затопление и четырех
смежных отсеков.
В качестве материала корпуса применялась низколегированная
сталь марки СХЛ-4. Надстройки, в основном, выполнялись из
алюмнннсво-магниевых сплавов марок АМГ-5В и АМГ-6Т, только передняя
стенка носовой и задняя кормовой надстроек, два яруса фок-мачты,
башенная масть грот-мачты, а также подкрепления под антенные посты РЛС
выполнялись из стали.
Отличие общего расположения корабля от ранее построенных
заключалось и следующем: размещение комплекса главного командного
пункта (ГКП) в корпусе, отсутствие открытых боевых постов и наличие
проходов к ним без выхода на верхнюю палубу, сравнительно небольшое
количество надстроек. В архитектурном отношении обращали на себя
внимание внушительные необычные пирамидальные фок- и грот-мачты.
Подобная конструкция мачт диктовалась потребностью получения
необходимых объемов для размещения высокорасположенных постов
высокочастотных блоков РЛС, а также обеспечения жесткого подкрепления
большого количества антенных устройств многочисленных радиотехнических
средств, для лучшего выполнения требований противоатомной (ПАЗ) и
противохимической (ПХЗ) защит, стойкости по отношению к ударной волне и
лучшей смываемости водяной защитой.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля являлась
дальнейшим развитием котлотурбинных установок кораблей предыдущих
проектов с применением впервые в отечественной корабельной энергетике
принципиально нового котельного комплекса. Однако для достижения
заданной скорости полного хода (34 уз) потребовалась форсировка как
главных турбозубчатых агрегатов, так и котлов при сохранении требований
жесткой весовой дисциплины и экономичности.
В электроэнергетической системе корабля был принят трехфазный
переменный ток напряжением 380 В. В качестве основных источников
электроэнергии использовались два турбогенератора ТД-750 мощностью по
750 кВт и два дизель-генератора ДГ-500 по 500 кВт, размещенные в двух
электростанциях.
Основным оружием корабля являлся новый ракетный комплекс П-35,
разработанный на базе комплекса П-5. Комплекс П-35 отличался от
предыдущего значительно большей (не менее 250 км) дальностью стрельбы,
более совершенной сверхзвуковой крылатой ракетой 4К-44, имевшей обычное
и ядерное снаряжение и предназначавшейся для поражения как морских, так
и береговых целей. Кроме того, он снабжался принципиально новой
системой управления и обладал значительно более совершенными и
надежными эксплуатационными свойствами. В состав комплекса УРО корабля
пр. 58 входили: две пакетные счетверенные наводящиеся пусковые
установки СМ-70, 16 крылатых ракет (8 в погребах), система управления
4Р-44 ("Бином") и друтие обслуживающие устройства. Пусковые установки
СМ-70 имели дистанционное горизонтальное наведение и фиксированный угол
возвышения при старте ракет - 25° (по походному - 0°). В них постоянно
размещались 8 ракет 4К-44.
Система управления позволяла осуществлять одновременный
двухракетпый залп из каждой ПУ. Время подготовки первого залпа
составляло не более 12 мин (по проекту). В погребах ракеты хранились
полностью снаряженными, но без топлива и пиросвечей, в контейнерах ПУ -
с пиросвечами и настроенной бортаппаратурой.
В состав зенитного ракетного комплекса М-1 "Волна" на пр 58
входили спаренная (двухбалочная) стабилизированная пусковая установка
ЗИФ-101, система хранения и подачи ЗУР В-600, (4К-90), система
управления с аппаратурой предстартовой подготовки и пуска ракет 4Р-90
"Ятаган". В погребе в двух револьверных барабанах размешалось 16 ракет.
Боевые характеристики комплекса обеспечивали скорострельность два пуска
каждые 5 с, дальность стрельбы первоначально составляла до 16 км по
горизонту (при стрельбе по надводпым целям) и досягаемость по высоте
около 15 км.
К моменту начала разработки проекта для вооружения надводных
кораблей нз новых артиллерийских систем реально можно было
ориентироваться только на 76-мм двухорудийную автоматическую башенную
артустановку АК-726 (ЗИФ-67). Хотя артустановка АК-726 официально
называлась универсальной, все же ее основным предназначением считалась
ПВО, что подтверждает се высокая скорострельность - 90 выстр/мин
(одного ствола). Па корабле пр. 58 было установлено две башни в
кормовой части, однако общая система управления с единственной РЛС
управления огнем МР-105 "Турель" превращала две двухорудийпые башни как
6ы в одну четырехорудийпую. В основном режиме башни управлялись
дистанционно, тем не менее имелось резервное местное управление с
помощью оптических прицелов ("Призма"), установленных на самих орудиях.
Общий артиллерийский боезапас корабля составлял 2400 патронов и
размещался в двух погребах в открытых сотовых стеллажах без обойм,
последние хранились и снаряжались в помещениях перегрузки.
Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных торпедных
аппаратов ТТА-53-57 бис для стрельбы самонаводящимися противолодочными
торпедами СЭТ-53 и далноходными торпедами 53-57.
На корабле пр. 58 впервые (на серийных кораблях)
устанавливалась реактивная бомбометиая система РБУ-6000 (две
двенадцатиствольные установки) с новыми реактивными глубинными бомбами
РГБ-60. Боезапас принимался из расчета четырех полных залпов (96 РГБ).
Управление стрельбой РБУ осуществлялось системой "Буря", обеспечивавшей
определение курса, скорости целей, их курсового угла и т. д. Следует
отметить, что комплекс РБУ-6000 рассматривался, в первую очередь, как
комплекс противоторпедной защиты, но при условии получения необходимых
данных от ГАС.
Авиационное вооружение (вертолет на корабле) появилось только
в техническом проекте, для чего пришлось удлинить кормовую оконечность
корабля с целью обеспечения возможности приема на взлетно-посадочную
площадку (ВПП) и взлета с неё вертолета типа Ка-25. Дальнейшие
проработки показали, что без увеличения водоизмещения корабля
полноценное базирование вертолета обеспечить невозможно. Поэтому на
кораблях пр. 58 удалось разместить лишь ВПП со светотехническим
оборудованием, стартово-командный пост (СКП) и небольшой запас
авиационного керосина (5 т). Причем сам вертолет принимался в перегруз
и его базирование, таким образом, можно было считать чисто
символическим.
Обитаемость личного состава была, по сравнению с предыдущими
проектами, несколько улучшена за счет выделения (впервые на наших
кораблях) помещения столовой, обеспечивавшей размещение 2/3 старшин и
матросов. В столовой, кроме принятия пищи, проводились
культурно-массовые мероприятия - показ кинофильмов, лекции, собрания и
т. д. В боевых условиях в столовой разворачивался операционный пункт.
Крейсера пр.58 несли службу в составе всех четырех флотов.
Серьезной модернизации они так и не подвергались. В 70-е годы на
некоторых из них установили часть недопоставленного в свое время
радиотехнического вооружения, на всех кораблях появилась вторая РЛС
"Дон-2" (обнаружения надводных целей), салютные пушки и, наконец, по
две батареи малокалиберных шестиствольных 30-мм автоматов АК-630 с РЛС
и системой управления огнем «Вымпел». Зенитные ракеты B-600 заменялись
на более совершенные В-601, противокорабельпые 4К-44 на ПКР "Прогресс".
Головной корабль, получивший наименование "Грозный", заложили
на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова 23 февраля
1960 г. Спуск корабля на воду состоялся 26 марта 1961 г., а в июне 1962
г. его предъявили на государственные испытания комиссии под
председательством вице-адмирала Н. И. Шибаева. В ходе постройки
определилась окончательная классификация корабля, который до этого в
официальных документах именовался "кораблем с реактивным вооружением".
Ситуация прояснилась к началу 60-х годов и новый корабль уже уверенно
причислили к классу крейсеров, подклассу "ракетный крейсер", отнеся к
кораблям I ранга.
Первоначально основным назначением корабля пр. 58 считалось
"уничтожение легких крейсеров, эскадренных миноносцев и крупных
транспортов противника и ведение успешного боя с кораблями противника,
вооруженными реактивным оружием ближнего действия". Впоследствии
добавились задачи поражения авианосных соединений противника.
Ракетный крейсер "Адмирал Головко" был заложен на заводе имени
А.А.Жданова (Северная верфь) в г.Ленинграде 20 апреля 1961 г. Спущен на
воду 18.07.1962 г., вступил в строй 30.12.1964 г.
22.01.1965 г. был включен в состав Северного флота.
С 01.06 по 31.06.1967 г., находясь в зоне военных действий,
выполнил боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта.
22.03.1968 г. перечислен в состав Черноморского флота.
08-13.05.1970 г. нанес визит в Алжир;
03-07.08.1972 г. - в Констанцу (Румыния);
21-26.08.1975г. - в Тунис;
22-27.06.1978 г. - в Латакию (Сирия).
В период с 04.06.1982 г. по 01.03.1989 г, прошел на
“Севморзаводе” в Севастополе капитальный ремонт. В период с 1990 по
1999 год, во время нахождения ракетного крейсера "Москва" (бывший
ракетный крейсер "Слава") в ремонте в г.Николаеве являлся единственным
ракетным крейсером Черноморского флота.
Ракетный крейсер "Адмирал Головко" был разоружен и списан в конце 2002 года.