Пятница, 19.04.2024, 09:36
Кают-компания "Морское кумпанство г. Орска"
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Авианосцы [3]
Ракетные крейсера, корабли и катера [2]
Противолодочные корабли [1]
Эскадренные миноносцы [1]
Сторожевые корабли [0]
Тральщики [0]
Десантные корабли [1]
Поиск
Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru
Главная » Статьи » Надводный флот » Авианосцы

Авианосцы серии 1143 "Киев"

Авианесущие корабли серии 1143 Киев

ТАКР проекта 1143 строились на Черноморском судостроительном заводе в городе Николаев. Четвёртый корабль серии - ТАКР “Баку” (впоследствии переименован в “Адмирал Горшков”) иногда выделяют в отдельный класс. Он отличается размещением РЛС с фазированной антенной решёткой, более совершенной электроникой и несколько изменённым составом ракетного вооружения. Постановлением Правительства от 2 сентября 1968г. (частично изменявшим ранее вынесенные по этому вопросу решения) было принято предложение Минобороны и Минсудпрома о строительстве ТАКР по проекту 1143.

Одновременно утверждались основные элементы: 20-22 вертолета Ка-25 и СВВП Як-З6М (в любых сочетаниях), ракетный противолодочный комплекс “Вихрь”, две реактивные бомбометные установки РБУ-6000, два 533-мм торпедных аппарата, восемь ракет противокорабельного комплекса П-15М, два универсальных ЗРК “Шторм”, два ЗРК самообороны «Оса”, два 76-мм автомата АК-726, восемь—десять 30-мм автоматов АК-630, скорость полного хода — не менее 27 уз, дальность плавания 7000—8000 миль, стандартное водоизмещение 20000-25000 т (с уточнением кораблестроительных элементов при разработке технического проекта).

Эскизный проект 1143, которому МСП присвоил шифр “Кречет”, был рассмотрен и одобрен Минсудпромом и ВМФ в марте-апреле 1969 г. При этом инициативные варианты поддержки не получили. В качестве основы для его дальнейшей разработки приняли I вариант с водоизмещением 25 000 т. При рассмотрении проекта на Президиуме НТС МСП министр Б. Б. Бутома, не скрывая своих личных симпатий к такому кораблю, назвал его «нашей хрустальной мечтой», «визитной карточкой страны». 22 апреля того же года ВМФ и МСП подписали совместное решение об утверждении эскизного проекта 1143. По поступившим в ходе рассмотрения проекта предложениям и дополнениям, не предусмотренным утвержденными ТТЗ и основными ТТЭ, приняли решения по сокращению объема конструктивной защиты, замене противокорабельного ракетного комплекса “Монолит” более мощным — “Базальт”, комплексированию средств радиосвязи, увеличению водоизмещения до 28 000 т. В целях обеспечения закладки корабля в 1970 г. НПКБ разрешалось выпустить предварительные заказные ведомости материалов и оборудования, документацию и основные рабочие чертежи по корпусу до утверждения его технического проекта, с последующей корректировкой. Технический проект 1143 НПКБ разработало в крайне сжатые сроки и представило его на рассмотрение в конце 1969г. Он был утвержден ВМФ и МСП 30 апреля 1970г., а уже 21 июля того же года головной корабль “Киев” (зав. № 101) заложили на ЧСЗ. Его главным строителем назначили В. Н. Корчагина. Основные элементы этого корабля (таблица) и мероприятия по обеспечению его строительства были утверждены постановлением Правительства в феврале 1971 г.

Параллельно с проектирование ТАКР, но с некоторым отставанием, шла разработка самолета Як-З6М, эскизный проект и макет которого ОКБ ММЗ “Скорость” представило на рассмотрение в марте 1970 г. В апреле здесь закончили постройку первого опытного экземпляра (прототипа) Як-ЗбМ (№ 01), а затем, в течение года, еще двух (№ 02 и 03). В ходе заводских испытаний, начавшихся в конце 1970 г., летчик-испытатель М. С. Дексбах на самолете № 02 впервые совершил 25 февраля 1972 г полет “по полному профилю» (вертикальный взлет — горизонтальный полет — вертикальная посадка). Создание ТАКР “Киев» и СВВП Як-З6М обеспечивалось выполнением большого объема опытных и экспериментальных работ. ЧСЗ по проекту НПКБ построил и в 1972 г. смонтировал на базе ЛИИ натурный отсек с участком полетной палубы корабля и корпусными конструкциями под ним. На отсеке установили самолет Як-36 и проводили гонки его двигателей для определения силового и теплового влияния их газовых струй на палубу, а также для замеров уровней шума в подпалубных помещениях. По результатам эксперимента ВИАМ МАП разработал специальное теплостойкое палубное покрытие АК-9Ф, которым впоследствии были покрыты полетные палубы всех четырех кораблей этого типа.

Спуск ТАКР «Киев” на воду состоялся 26 декабря 1972 г., и в тот же день на ЧСЗ заложили однотипный с ним второй ТАКР — “Минск” (зав. № 102). Из-за задержки многих поставок и установки ряда новых образцов вооружения, не предусмотренных утвержденным проектом (по дополнительным предложениям ВМФ. потребовавшим увеличения объема работ), строительство головного корабля затянулось. Его швартовные испытания провели в октябре 1974 г. - апреле 1975 г., заводские ходовые в апреле-августе, а государственные — в августе-декабре того же года. Госиспытания корабля проводила Правительственная комиссии под руководством первого заместителя командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И. Волобуева. Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор ТАКР пр. 1143 А. В. Маринич и зам. генерального конструктора ММЗ “Скорость” К.Б. Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был главный строитель завода И. И. Винник. Приемный акт головного ТАКР с авиационным вооружением “Киев” пр. 1143 подписали (с высокой оценкой) после окончания его государственных испытаний 28 декабря 1975 г.

В июле—августе 1976 г. ТАКР «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним учебным Як-З6МУ) совершил переход вокруг Европы к месту своего базирования на Северном флоте. В Средиземном море, у о. Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-З6М. За время перехода летчики выполнили 45 полетов. На Севере в августе—декабре 1976 г. на ТАКР были проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса “Базальт”, комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания корабля. Приемный акт по второму этапу подписали 3 декабря 1976г. Постановлением Правительства в феврале 1977 г. ТАКР “Киев” приняли на вооружение ВМФ.

НПКБ и ЧСЗ были награждены орденом Ленина, главному конструктору ТАКР “Киев” А, В. Мариничу, директору ЧСЗ А. Б. Ганькевичу, главному строителю ЧСЗ И. И. Виннику и ряду ведущих специалистов вручили золотые медали “Серп и Молот» Героя Социалистического Труда. Лауреатами Ленинской премии сгали заместители главного конструктора И. Ф. Жуков и С. Ф. Петухов, Государственных премий — зам. главного конструктора Л. В. Белов и Б. В. Шмелев, начальники отделов НПКБ Б. Н. Бровкин, В. И. Захаров, П. А. Соколов, Ю, В. Янчуров и специалисты других предприятий. Более 350 работников бюро были награждены орденами и медалями СССР.

В 1977 - 1982 гг. “Киев” неоднократно нес боевую службу в Атлантике и на Средиземном море. К концу 1977 г. в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава которого комплектовалась авиагруппа ТАКР “Киев”, летало уже 34 морских летчика. Во время похода с 15 декабря 1978 г. по 28 марта 1979 г. на самолетах Як-38 с корабля было выполнено 355 полетов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошел средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 г. в походе с визитом в Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы “Киева” продолжались до конца 1991 г.

ТАКР “Минск” был спущен на воду 30 сентября 1975 г. и через три года, после достройки и испытаний, вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав Тихоокеанского флота. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий). Во время походов боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР “Минск” посетил с визитом Бомбей (Индия), в июле 1986г. — Вонсан (КНДР).

После смерти Д. Ф. Устинова (1984) и увольнения в отставку С. Г. Горшкова (1985) постепенно интерес СВВП Як-38 снизился из-за невысоких тактических возможностей этих самолетов. С 1987 г. их серийное производство прекратили, а в 1991 г. эти СВВП вывели в резерв и стали постепенно утилизировать. Условия базирования ТАКР “Киев” и “Минск” из- за недостаточно развитой береговой инфраструктура флота были неудовлетворительными, что привело к ускоренному расходу их ресурса. С начала 1991 г. началась подготовка ТАКР «Минск» к переходу в г. Николаев для проведения на ЧСЗ неотложного среднего ремонта. Однако произошедшие вскоре политические изменения и резкое сокращение финансирования ВМФ не дали возможности его осуществить. В связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружение механизмов и оборудования в 1993 г, было принято решение о разоружении ТАКР “Киев” и “Минск”, их исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 г. после торжественной спуска Военно-морского флага они были расформированы. В конце 1995 г. “Минск” был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл…

Категория: Авианосцы | Добавил: navyorsk (07.03.2009)
Просмотров: 8423 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Погода в Орске
Друзья сайта
  • Школа № 27 г. Орска
  • Орский морской клуб
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz