Авианесущие корабли серии 1143 КиевТАКР
проекта 1143 строились на Черноморском судостроительном заводе в городе
Николаев. Четвёртый корабль серии - ТАКР “Баку” (впоследствии
переименован в “Адмирал Горшков”) иногда выделяют в отдельный класс. Он
отличается размещением РЛС с фазированной антенной решёткой, более
совершенной электроникой и несколько изменённым составом ракетного
вооружения. Постановлением Правительства от 2 сентября 1968г. (частично
изменявшим ранее вынесенные по этому вопросу решения) было принято
предложение Минобороны и Минсудпрома о строительстве ТАКР по проекту
1143.
Одновременно
утверждались основные элементы: 20-22 вертолета Ка-25 и СВВП Як-З6М (в
любых сочетаниях), ракетный противолодочный комплекс “Вихрь”, две
реактивные бомбометные установки РБУ-6000, два 533-мм торпедных
аппарата, восемь ракет противокорабельного комплекса П-15М, два
универсальных ЗРК “Шторм”, два ЗРК самообороны «Оса”, два 76-мм
автомата АК-726, восемь—десять 30-мм автоматов АК-630, скорость полного
хода — не менее 27 уз, дальность плавания 7000—8000 миль, стандартное
водоизмещение 20000-25000 т (с уточнением кораблестроительных элементов
при разработке технического проекта).
Эскизный проект
1143, которому МСП присвоил шифр “Кречет”, был рассмотрен и одобрен
Минсудпромом и ВМФ в марте-апреле 1969 г. При этом инициативные
варианты поддержки не получили. В качестве основы для его дальнейшей
разработки приняли I вариант с водоизмещением 25 000 т. При
рассмотрении проекта на Президиуме НТС МСП министр Б. Б. Бутома, не
скрывая своих личных симпатий к такому кораблю, назвал его «нашей
хрустальной мечтой», «визитной карточкой страны». 22 апреля того же
года ВМФ и МСП подписали совместное решение об утверждении эскизного
проекта 1143. По поступившим в ходе рассмотрения проекта предложениям и
дополнениям, не предусмотренным утвержденными ТТЗ и основными ТТЭ,
приняли решения по сокращению объема конструктивной защиты, замене
противокорабельного ракетного комплекса “Монолит” более мощным —
“Базальт”, комплексированию средств радиосвязи, увеличению
водоизмещения до 28 000 т. В целях обеспечения закладки корабля в 1970
г. НПКБ разрешалось выпустить предварительные заказные ведомости
материалов и оборудования, документацию и основные рабочие чертежи по
корпусу до утверждения его технического проекта, с последующей
корректировкой. Технический проект 1143 НПКБ разработало в крайне
сжатые сроки и представило его на рассмотрение в конце 1969г. Он был
утвержден ВМФ и МСП 30 апреля 1970г., а уже 21 июля того же года
головной корабль “Киев” (зав. № 101) заложили на ЧСЗ. Его главным
строителем назначили В. Н. Корчагина. Основные элементы этого корабля
(таблица) и мероприятия по обеспечению его строительства были
утверждены постановлением Правительства в феврале 1971 г.
Параллельно с
проектирование ТАКР, но с некоторым отставанием, шла разработка
самолета Як-З6М, эскизный проект и макет которого ОКБ ММЗ “Скорость”
представило на рассмотрение в марте 1970 г. В апреле здесь закончили
постройку первого опытного экземпляра (прототипа) Як-ЗбМ (№ 01), а
затем, в течение года, еще двух (№ 02 и 03). В ходе заводских
испытаний, начавшихся в конце 1970 г., летчик-испытатель М. С. Дексбах
на самолете № 02 впервые совершил 25 февраля 1972 г полет “по полному
профилю» (вертикальный взлет — горизонтальный полет — вертикальная
посадка). Создание ТАКР “Киев» и СВВП Як-З6М обеспечивалось выполнением
большого объема опытных и экспериментальных работ. ЧСЗ по проекту НПКБ
построил и в 1972 г. смонтировал на базе ЛИИ натурный отсек с участком
полетной палубы корабля и корпусными конструкциями под ним. На отсеке
установили самолет Як-36 и проводили гонки его двигателей для
определения силового и теплового влияния их газовых струй на палубу, а
также для замеров уровней шума в подпалубных помещениях. По результатам
эксперимента ВИАМ МАП разработал специальное теплостойкое палубное
покрытие АК-9Ф, которым впоследствии были покрыты полетные палубы всех
четырех кораблей этого типа.
Спуск ТАКР
«Киев” на воду состоялся 26 декабря 1972 г., и в тот же день на ЧСЗ
заложили однотипный с ним второй ТАКР — “Минск” (зав. № 102). Из-за
задержки многих поставок и установки ряда новых образцов вооружения, не
предусмотренных утвержденным проектом (по дополнительным предложениям
ВМФ. потребовавшим увеличения объема работ), строительство головного
корабля затянулось. Его швартовные испытания провели в октябре 1974 г.
- апреле 1975 г., заводские ходовые в апреле-августе, а государственные
— в августе-декабре того же года. Госиспытания корабля проводила
Правительственная комиссии под руководством первого заместителя
командующего Северным флотом вице-адмирала Е.И. Волобуева.
Заместителями председателя комиссии были назначены главный конструктор
ТАКР пр. 1143 А. В. Маринич и зам. генерального конструктора ММЗ
“Скорость” К.Б. Бекирбаев. Ответственным сдатчиком корабля от ЧСЗ был
главный строитель завода И. И. Винник. Приемный акт головного ТАКР с
авиационным вооружением “Киев” пр. 1143 подписали (с высокой оценкой)
после окончания его государственных испытаний 28 декабря 1975 г.
В июле—августе
1976 г. ТАКР «Киев» (с пятью боевыми серийными СВВП Як-З6М и одним
учебным Як-З6МУ) совершил переход вокруг Европы к месту своего
базирования на Северном флоте. В Средиземном море, у о. Крит состоялись
первые за пределами СССР полеты Як-З6М. За время перехода летчики
выполнили 45 полетов. На Севере в августе—декабре 1976 г. на ТАКР были
проведены госиспытания второго этапа — ударного ракетного комплекса
“Базальт”, комплексные испытания радиоэлектронного вооружения в составе
корабельной группы, групповые полеты ЛАк, а также мореходные испытания
корабля. Приемный акт по второму этапу подписали 3 декабря 1976г.
Постановлением Правительства в феврале 1977 г. ТАКР “Киев” приняли на
вооружение ВМФ.
НПКБ и ЧСЗ были
награждены орденом Ленина, главному конструктору ТАКР “Киев” А, В.
Мариничу, директору ЧСЗ А. Б. Ганькевичу, главному строителю ЧСЗ И. И.
Виннику и ряду ведущих специалистов вручили золотые медали “Серп и
Молот» Героя Социалистического Труда. Лауреатами Ленинской премии сгали
заместители главного конструктора И. Ф. Жуков и С. Ф. Петухов,
Государственных премий — зам. главного конструктора Л. В. Белов и Б. В.
Шмелев, начальники отделов НПКБ Б. Н. Бровкин, В. И. Захаров, П. А.
Соколов, Ю, В. Янчуров и специалисты других предприятий. Более 350
работников бюро были награждены орденами и медалями СССР.
В 1977 - 1982
гг. “Киев” неоднократно нес боевую службу в Атлантике и на Средиземном
море. К концу 1977 г. в 1-м корабельном штурмовом авиаполку, из состава
которого комплектовалась авиагруппа ТАКР “Киев”, летало уже 34 морских
летчика. Во время похода с 15 декабря 1978 г. по 28 марта 1979 г. на
самолетах Як-38
с корабля было выполнено 355 полетов. В 1982—1984 гг. ТАКР прошел
средний ремонт на ЧСЗ. Находясь в мае 1985 г. в походе с визитом в
Алжир, его экипаж узнал о награждении корабля за успехи в боевой
подготовке орденом Красного Знамени. Дальние походы “Киева”
продолжались до конца 1991 г.
ТАКР “Минск” был
спущен на воду 30 сентября 1975 г. и через три года, после достройки и
испытаний, вступил в строй. В ноябре 1978 г. его включили в состав
Тихоокеанского флота. В феврале-июле 1979 г. корабль совершил дальний
переход из Севастополя вокруг Африки во Владивосток с деловыми заходами
в Луанду (Ангола), Манилу (Мозамбик) и Порт-Луи (о. Маврикий). Во время
походов боевой службы в декабре 1982 г. ТАКР “Минск” посетил с визитом
Бомбей (Индия), в июле 1986г. — Вонсан (КНДР).
После смерти Д.
Ф. Устинова (1984) и увольнения в отставку С. Г. Горшкова (1985)
постепенно интерес СВВП Як-38 снизился из-за невысоких тактических
возможностей этих самолетов. С 1987 г. их серийное производство
прекратили, а в 1991 г. эти СВВП вывели в резерв и стали постепенно
утилизировать. Условия базирования ТАКР “Киев” и “Минск” из- за
недостаточно развитой береговой инфраструктура флота были
неудовлетворительными, что привело к ускоренному расходу их ресурса. С
начала 1991 г. началась подготовка ТАКР «Минск» к переходу в г.
Николаев для проведения на ЧСЗ неотложного среднего ремонта. Однако
произошедшие вскоре политические изменения и резкое сокращение
финансирования ВМФ не дали возможности его осуществить. В связи с
недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой
ресурса вооружение механизмов и оборудования в 1993 г, было принято
решение о разоружении ТАКР “Киев” и “Минск”, их исключении из состава
ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994
г. после торжественной спуска Военно-морского флага они были
расформированы. В конце 1995 г. “Минск” был отбуксирован в Южную Корею
для разделки его корпуса на металл…
|