Авианосцы серии Москва
Советские моряки всегда
мечтали об авианесущих кораблях. В 30-е годы осуществлению этой мечты
мешало политическое руководство страны, которое слышать не хотело о
кораблях этого типа. Однако война подтвердила ведущую роль авиации в
решении основных задач на море. Половина погибших крупных кораблей была
потоплена самолетами. Поэтому в 1953 году проработки по легкому
авианосцу были возобновлены, а в 1955 году родился эскизный проект
«263» — авианосец на 40 самолетов. Советское кораблестроение в те годы
испытывало крутой подъем, и казалось, что строительство кораблей такого
класса не за горами. Но вновь вмешалось политическое руководство с
беспрецедентным сокращением вооруженных сил, в том числе и флота. Были
разрезаны крейсера, готовые к сдаче, и даже вступивший в строй «Адмирал
Корнилов». Вопрос об авиационном прикрытии кораблей и конвоев даже у
побережья (не говоря о господстве в воздухе) замалчивался, крупные
корабли строить перестали, а авианесущие соединения были надолго
заклеймены как «орудие агрессии и разбоя»…
С появлением у стран НАТО атомного подводного
ракетоносного флота полностью изменился подход к задачам отечественного
военно-морского флота: основной упор был сделан на стратегические и
ударные подводные лодки — носители ракет, а надводный флот
сориентирован преимущественно на противолодочное направление; тогда же
постоянную прописку на палубах кораблей начали получать вертолеты.
В начале 60-х годов в рамках создания океанского флота
началось проектирование корабля противолодочной обороны дальней зоны с
групповым базированием вертолетов. Таких кораблей тогда не было ни в
одном из флотов мира. Коллективу конструкторов под руководством А. С.
Савичева пришлось отрабатывать с нуля форму корпуса с клиновидным
носом, широкой кормой, напоминающей двойной клин, решать вопросы
размещения мощного гидроакустического комплекса, аэродинамические
проблемы, размещать взлетно-посадочную полосу и ангары. И то что до сих
пор вертолетоносец смотрится вполне современно, заслуга корабелов,
сумевших создать боевой корабль с прицелом на долгие годы.
Подпалубный ангар вмещал в себя 14 вертолетов, которые
доставлялись на палубу двумя 10-тонными подъемниками. В надстройке
имелся и ангар для дежурных вертолетов, там же размещались тягачи.
Первый корабль этого проекта (строительный номер С-701)
был заложен в Николаеве на Южном судостроительном заводе (ныне
Черноморский) в начале 1963 года, через два года спущен на воду и в мае
1967 года под именем «Москва» вступил в строй Черноморского флота.
Главным строителем кораблей этого типа был назначен И. И. Винник,
наблюдающими — офицеры В. Ф. Федин и И. С. Платонов.
Через год с небольшим был поднят флаг на однотипном Ленинград и в конце 1967 года на освободившемся стапеле был заложен третий крейсер типа «Москва»,
который был назван «Киев». В процессе постройки третьего корабля
выяснилось, что вертолетов, определенных техническим заданием,
недостаточно для решения поставленных задач в полном объеме, площадь
полетной палубы оказалась малой. В сильный шторм корабль качало — явно
не хватало водоизмещения. Кроме того, в 1967 году произошло еще одно
событие, повлиявшее на достройку третьего крейсера проекта «1123». На
воздушном параде в Домодедове был показан самолет вертикального взлета
и посадки Як38М,
после чего возникла идея посадить этот самолет на корабельную палубу.
Попытки простым удлинением третьего корабля создать авианосец не
удались, «Киев» был разобран, и на его месте в 1970 году заложили новый
корабль с таким же названием.
Но перед этим полетная палуба «Москвы» была укреплена,
сам корабль модернизирован и 18 ноября 1972 года принял на себя первый
самолет вертикального взлета и посадки Як-38М. Так на флоте рождалась новая профессия — корабельный летчик.
Когда корабли серии «Москва» вступили в строй, они
оказались уже неспособны противодействовать американским подводным
лодкам как из-за увеличившегося числа субмарин, так и из-за их
возросших боевых качеств, поэтому программа строительства
вертолетоносцев была отменена. Эти корабли, по советской классификации
— ПКР (противолодочные крейсера), оказались недостаточно мореходными в
плохую погоду.
|