Возобновленная после Великой Отечественной войны постройка ДПЛ не
прекращалась и после развертывания с конца 50-х годов крупномасштабного
строительства АПЛ. При этом ДПЛ строились с торпедным и ракетньм
вооружением. Однако, после завершения в 1968 г. серии ПЛ проекта 651
ДПЛ с КР не строились. В дальнейшем велась постройка только торпедных
ДПЛ проектов 641Б и 877. Вместе с тем за рубежом ДПЛ ряда государств с
середины 80-х годов стали оснащаться ПКР «Гарпун», запускаемыми из ТА. Строящиеся для отечественного ВМФ ДПЛ проекта 877 и экспортные
модификации ПЛ этого проекта — ДПЛ проектов 877ЭКМ и 636 КР в составе
вооружения не имеют. В ближайшие годы такое положение изменится.
Новейшие ДПЛ для отечественного ВМФ и для экспортных поставок будут
оснащены ПКР, запускаемыми из ТА чему способствовало создание
малогабаритных (в размерах торпед) ПКР.
В конце 1997 г. на ГП «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге были
заложены головные корабли: ДПЛ С-100 «Санкт-Петербург» типа «Лада» для
отечественного ВМФ и ДПЛ типа «Амур-1650» для экспортных поставок,
представляющие собой корабли нового, четвертого поколения с
дизель-электрическими установками, создаваемые на основе нового
вооружения, механизмов и оборудования.
Проекты ДПЛ типов «Лада» и «Амур» разработаны ЦКБ МТ «Рубин».
Однокорпусные, с минимальным запасом плавучести, необходимым для
обеспечения надводной непотопляемости, новые ДПЛ будут оснащены новыми
образцами торпед, а также ПКР, запускаемыми из ТА. Для возможности
эффективного использования оружия на ПЛ установлены совершенные
средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ПКР на полную
дальность, а также эффективные средства защиты по основным физическим
полям ПЛ. На этих кораблях внедрено системное
комплексно-автоматизированное управление всеми механизмами и системами,
которое позволяет значительно сократить численность экипажа. Повышению
скрытности и защиты ДПЛ будет способствовать использование механизмов и
источников энергии новой разработки, включающее в себя ДГ переменного
тока (вместо ДГ постоянного тока) и низкооборотный всережимный ГЭД,
который позволил отказаться от ГЭД экономического хода. Корабли будут
обладать большой автономностью и дальностью плавания, высокой боевой
мощью, акустической скрытностью и надежностью.
Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин отмечал: «Подводная
лодка задумана как своего рода морской подводный охотник, способный
уничтожать любые цели, будь то боевые надводные корабли, транспортные
суда или подводные лодки, нанесением торпедных, ракетных ударов,
постановкой минных заграждений, а также с помощью боевых пловцов». За
малошумность, затрудняющую обнаружение, рубиновскую подводную лодку
предыдущего поколения проекта 877 (класс Kilo) на Западе назвали
«черной дырой в океане». Так вот на «Ладе», благодаря применению
новейших средств акустической защиты и оригинальных технических
решений, прогнозируется снижение шумности в несколько раз по сравнению
с ПЛ класса Kilo. Зато сама «Лада» способна ориентироваться в глубинах
как рыба в воде. Его гидроакустический комплекс включает
высокочувствительные шумопеленгаторные антенны в носовой оконечности, а
также выпускную буксируемую антенну. Управление подводной лодкой,
оружием и техническими средствами высокоавтоматизировано и
осуществляется с операторских пультов в главном командном пункте.
Предполагалось, что ПЛ пр.677 постепенно заменят в советском флоте
ПЛБ пр.877. Их постройку должны были развернуть на ЛАО (г. Ленинград),
СМП (г. Северодвинск), ССЗ «Красное Сормово» (г. Горький) и ССЗ им.
Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре). На СМП даже удалось
создать определенный задел по головному заказу. После распада СССР
головной корабль серии было решено строить на ССЗ «Адмиралтейские
верфи», куда передали имевшийся задел.
По данным ИТАР-ТАСС, в 2005 г. ПЛ С-100 заканчивает государственные испытания, а экспортный вариант готов на 47%.
Кроме ПЛ типа «Амур-1650» для экспорта разработан целый ряд
различных вариантов ПЛ типа «Амур», отличающихся водоизмещением и типом
двигательной установки.
ПЛ «Амур»
12.1997 г. заложена на «Адмиралтейских Верфях».
На 2002 г. находилась в стадии постройки. Готовность 25%.
|