Ан-12 "Куб" (первый полет в 1957 г.) создавался как
военно-транспортный самолет для Советских ВВС. Его хвостовая часть была
резко скошена вверх, так как там располагался грузовой люк, позволявший
производить прямую загрузку техники. В самом конце фюзеляжа, прямо за
рулем высоты было оборудовано место для стрелка. Ан-12 в основном
использовался для переброски парашютно-десантных войск.
В 1966
г. для этих целей остались в эксплуатации более 100 машин. Кроме того,
небольшое количество Ан-12 "Куб-A" и "Куб-B" были оборудованы для
ведения электронной разведки, а Ан-12 "Куб-С" - для электронного
радиопротиводействия. "Куб-А" был снабжен дополнительными антеннами,
"Куб-В" имел набор обтекаемых радиолокационных антенн в нижней части
фюзеляжа, а "Куб-С" был оборудован другим набором антенн, одна из
которых была расположена на месте 23-миллиметровой хвостовой пушки
"Куба".
Створки грузового люка гражданской модели при
открывании превращались в аппарель, с помощью которой велись все
погрузочно-разгрузочные работы. Эти грузопассажирские самолеты начали
использоваться Аэрофлотом в феврале 1966 г. В хвостовой части военных
транспортных самолетов была установлена пушка, замаскированная и
закрытая обтекателем. К моменту прекращения производства в 1973 г. было
изготовлено 350 самолетов Ан-12 гражданской и военной версии.
Самолеты
Ан-12 поставлялись Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии, Эфиопии,
Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии. Они применялись в
локальных войнах и вооруженных конфликтах практически во всех регионах
мира.
Ан-12БК-ИС - военно-транспортный самолет, оборудованный для ведения РЭП.
Ан-12ПП и Ан-12БК-ППС - самолеты РЭП.
Ан-12БП Циклон - самолет-метеолаборатория.
Самолеты
этого типа в течение длительного периода составляли основу авиационного
парка военно-транспортной авиации СССР и применялись для посадочного и
парашютного десантирования личного состава войск и различных грузов, а
также для перевозки раненых и крупногабаритных народнохозяйственных
грузов. Некоторое количество самолетов Ан-12 различных модификаций
продолжают использоваться и сегодня в составе ВВС и гражданских
авиакомпаний многих стран мира. Первый полет опытного образца состоялся
16 декабря 1957 года, на вооружение военно-транспортной авиации СССР
самолет был принят в 1959 году, серийное производство осуществлялось с
1961 года на авиазаводах в г. г. Воронеже и Ташкенте. В течение 1957—62
гг. самолет находился в производстве и на Иркутском авиазаводе. Всего
было выпущено 1253 машины разных модификаций, из них около 190 единиц
было экспортировано.
Фюзеляж; самолета имеет полумонококовую
конструкцию и включает в себя герметичные кабины экипажа и
сопровождающего грузы персонала, а также стрелка кормовой пушечной
установки и негерметичную грузовую кабину. В грузовой кабине с
размерами 13,5x2,6x3,5 м могут перевозиться до 58 парашютистов или 82
солдата с оружием, максимальная же вместимость пассажиров при полете на
высотах до 4000 м без использования кислородных приборов достигает 90
человек. На самолете может перевозиться также широкая номенклатура
боевой техники, для погрузки и выгрузки которой в хвостовой части
фюзеляжа имеется грузовой люк, закрывающийся двумя боковыми и одной
задней створками. Доступ в грузовую кабину может осуществляться также
через дверь размером 1480x800 мм, выполненную по левому борту в
центральной части фюзеляжа. Грузовая кабина оборудована кран-балкой
грузоподъемностью 3000 кг, лебедкой и транспортером.
Самолет имеет
высокорасположенное двухлонжеронное крыло с характерными отклоненными
вниз на угол 3° консолями. Крыло оборудовано двухщелевыми закрылками,
отклоняемыми на угол до 25° при взлете и до 45° при посадке. В
однокилевое хвостовое оперение встроена герметичная кабина воздушного
стрелка с установкой Д5-65У, укомплектованной двумя 23-мм пушками АМ-23
(боезапас по 350 патронов на ствол) с соответствующим прицельным
оборудованием. Все стойки трехстоечного колесного шасси в полете
убираются в фюзеляж. Передняя стойка комплектуется двумя колесами,
основные — четырьмя. Шасси самолета позволяет эксплуатировать его на
грунтовых аэродромах. Четыре турбовинтовых двигателя силовой установки
АИ-20 взлетной мощностью по 4000 л. с. установлены в мотогондолах под
крылом самолета. Максимальный запас топлива в крыльевых и фюзеляжных
топливных баках последних модификаций самолета составляет 22 066 кг.
Самолет выпускался во многих модификациях: Ан-12А — первая серийная
модификация с увеличенным до 16 600 л запасом топлива и
усовершенствованными двигателями АИ-12А. Ан-12Б — модификация с
усиленным центропланом и увеличенным до 19 500 л запасом топлива. Эта
модификация выпускалась с 1963 года и послужила основой для других
модификаций. Ан—12П — модификация с усовершенствованным
радиоэлектронным оборудованием и с дополнительными топливными баками,
установленными под полом грузовой кабины. Запас топлива таким образом
был доведен до 28 470 л. После установки таких лее баков в самолетах
модификаций А и Б они получили индексы АП и БП соответственно. На базе
Ан-12БП создан китайский вариант этого самолета Y-8, выпущенный в
количестве 60 машин. Ан-12БК — выпускавшаяся с 1966 года модификация с
обновленным радиоэлектронным оборудованием и двигателями АИ-20М
мощностью 4250 л. с. Ан-12Б-ПП, Ан-12БК-ПП, Ан-12БК-ИС, Ан-12-БК-ППС —
самолеты-постановщики помех и десантно-транс-портные самолеты со
средствами индивидуальной радиотехнической защиты. Ан-12Т и Ан-12БКТ —
самолеты-топливозаправщики. Ан-12ПС — поисково-спасательный самолет.
Ан-12ПЛ — самолет с лыжным шасси для использования в арктических
условиях, Ан-12БКВ — бомбардировщик и постановщик мин. Учитывая то, что
основным предназначением Ан-12 является перевозка и десантирование
войск и техники, самолет имеет как броневую защиту, так и необходимое
вооружение.
Под сиденьями летчиков установлены броневые листы толщиной
8 мм, кресла летчиков снабжены бронеспинками и бро-незаголовками.
Стрелок кормовой пушечной установки защищен бронестеклом толщиной 112
мм и съемной бронеплитой. Кроме пушечной установки, самолет имеет и
бомбардировочное вооружение: на правой стороне фюзеляжа имеется отсек с
люком для двух фугасных авиабомб калибром от 50 до 100 кг или для
осветительных бомб. Кроме того, в кормовой части фюзеляжа размещен
бомбовый отсек для ориентирно-сигнальных авиабомб.