Самолет предназначен для поиска, обнаружения и уничтожения
подводных лодок противника на удалении до 5000 км от аэродрома базирования,
создания и контроля в течение продолжительного времени противолодочных рубежей
большой протяженности.
Самолет разработан ОКБ А.Н.Туполева в конце 60-х годов на
базе стратегического бомбардировщика Ту-95РЦ. Первый полет опытного образца
Ту-142 состоялся летом 1968 года. На вооружение авиации ВМФ самолет был принят в
1972 году, серийное производство осуществлялось сначала на авиазаводе в
г.Куйбышеве (Самара), а затем - в Жданове (Таганрог). Темп выпуска составил одну
машину в месяц. Ту-142 стал самым большим противолодочным самолетом в мире.
Новая машина должна была дополнить базовый противолодочный
самолет ОКБ Ильюшина Ил-38, имеющий недостаточный радиус действия. Ту-142,
оснащенный высокоэкономичными двигателями НК-12 с двухрядными восьмилопастными
воздушными винтами АВ-60 (конструкции К. Жданова), мог вести борьбу с подводными
лодками всех типов (в том числе АПЛ) на удалении 5000 км от базового аэродрома.
Ту-142 оснастили мощной РЛС кругового обзора (установленной в обтекателе под
фюзеляжем), датчиком магнитных аномалий (с улучшенной чувствительностью, по
сравнению с Ил-38) , большим количеством сбрасываемых активных и пассивных
гидроакустических буев и газовым анализатором. Все поисковое оборудование
самолета сопряжено с бортовой АСУ.
Для увеличения продолжительности полета Ту-142 оборудовали
неубираемой штангой топливоприемника. На самолете имеется отсек отдыха,
оборудованный спальными местами. По данным на 1990 г. на вооружении ВВС России
насчитывается 60 самолетов Ту-142, размещенных на Северном и Тихоокеанском
флотах. До 1990 г. некоторое количество Ту-142 базировалось на Кубе и Вьетнаме.
В 1992 г. в рамках конверсии проработан вариант оснащения Ту-142 оборудованием,
позволяющим использовать самолет для перевозки грузов массой до 20т. В середине
80-х годов восемь самолетов Ту-142М были приобретены ВМС Индии. В настоящее
время Ту-142 различных модификаций широко используется морской авиацией России.
Как и бомбардировщик Ту-95, самолет Ту-142 выполнен по
нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом
большого удлинения (угол стреловидности по 1/4 хорд составляет 35º).
На верхней поверхности каждой консоли крыла установлены три аэродинамических
гребня, крыло, как и стреловидное оперение, оборудовано антиобледенительной
системой, фюзеляж типа полумонокок имеет круглое поперечное сечение, по длине он
разделен на две герметичные кабины, отсек радиоэлектронного оборудования и
вооружения. В передней гермокабине располагается основная часть экипажа, здесь
оборудованы рабочие места летчиков, бортинженера и операторов радиоэлектронной
аппаратуры. Для отдыха членов экипажа во время длительных патрульных полетов
оборудован отсек отдыха со спальными местами, имеется также химический туалет и
небольшой камбуз с плитой для разогрева пищи. В задней гермокабине находится
стрелок кормовой пушечной установки, вооруженной двумя пушками ГШ-23.
Силовая установка самолета состоит из четырех
высокоэкономичных турбовинтовых двигателей НК-12 с двухрядными восьмилопастными
воздушными винтами АВ-60. Запас топлива во внутренних баках составляет 70 000
кг, самолет оборудован также системой дозаправки топливом в воздухе с
неубирающейся штангой.
Для поиска, обнаружения, классификации и слежения за
подводными лодками на самолете установлена аппаратура принцип работы которой
основан на распознавании демаскирующих подводную лодку физический полей:
акустического, магнитного и радиолокационного.
Для регистрации акустического поля подводной лодки на самолете размещается
большое количество радиогидроакустических буев активного и пассивного типа,
регистрация аномалий магнитного поля осуществляется датчиком магнитных аномалий,
а мощная радиолокационная станция кругового обзора, установленная в обтекателе
под фюзеляжем, обеспечивает обнаружение подводных лодок, следующих в надводном
положении или под перископом. На первой серийной модификации Ту-142 эта
аппаратура объединялась в составе поисково-прицельной системы "Беркут-95".
Кроме перечисленных выше источников информации о подводной и надводной
обстановке, в нее входили также самолетное прицельно-индикаторное устройство,
цифровая вычислительная машина, блок сопряжения ЭВМ с РЛС, пульт ввода данных и
другая аппаратура. От большого количества бортовых датчиков система также
получала информацию о скорости, курсе и высоте полета самолета, она была связана
с автопилотом, автоматическим радиокомпасом и другими приборами. На основании
этой информации и благодаря наличию ЭВМ система позволяла в автоматическом
режиме и с высокой точностью решать навигационные и тактические задачи.
В 1975 году была создана новая модификация самолета Ту-142М,
оснащенная новой поисково-прицельной системой "Коршун",
позволяющей осуществлять поиск и обнаружение малошумных подводных лодок нового
поколения. Поступивший на вооружение в 1980 году самолет имеет также более
мощную навигационную аппаратуру, автоматизированную систему связи, новую
радиогидроакустическую аппаратуру "Кайра"
и магнитометр "Ладога".
Наиболее современной модификацией, выпускавшейся во второй
половине 80-х годов, является Ту-142М3 с модернизированной поисково-прицельной
системой +Коршун+-Н и новой радиогидроакустической аппаратурой +Заречье+. На
самолете имеются заново спроектированная кабина экипажа, усовершенствованная
система заправки топливом в воздухе. Некоторые варианты самолетов этой
модификации имеют увеличенные размеры люков отсека вооружения. Кроме
модификаций, предназначенных для борьбы с подводными лодками, были разработаны
также следующие модификации:
Ту-142МР - с буксируемой антенной для обеспечения связи с
подводными лодками, находящимися в подводном положении, и Ту-142М3-К для
воздушных перевозок коммерческих грузов массой до 20 000 кг на расстояние до
9150 км.
|