История создания Самолет Ту-22М3 создан в ОКБ А.Н. Туполева согласно
Постановления СМ СССР № 534-187 1974 г. и представляет собой глубокую
модернизацию самолета Ту-22М2, от которого отличается улучшенной
аэродинамикой планера, сниженной массой, улучшенными тактическими и
эксплуатационными характеристиками.
Первый опытный Ту-22М3 поднялся в воздух 20 июня 1977 г., а
совместные государственные испытания завершились в 1981 г. С 1981 по
1984 гг. самолет проходил дополнительный комплекс испытаний в варианте
с расширенными боевыми возможностями. В 1978 г. начинается его серийное
производство параллельно с Ту-22М2, выпуск которого завершился в 1984
г. Всего на Казанском авиационно-производственном объединении (КАПО)
было построено 268 машин, производство которых завершилось в 1993 г.
Официально в окончательном виде Ту-22М3 принят на вооружение в марте 1989 г.
Назначение Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3 предназначен для поражения важных целей на территории противника.
По своим летно-тактическим характеристикам Ту-22М3 значительно
превосходят Ту-22М2 по максимальной (2000-2300 км/ч) скорости,
тактическому радиусу действия (на 14-45%, в зависимости от режима
полета) и суммарной боевой эффективности (в 2,2 раза).
Бортовое оборудование
Комплекс пилотажно-навигационного оборудования с ЦВМ
обеспечивает полет самолета в автоматическом режиме по заданному
маршруту с выдерживанием запрограммированного профиля. Маловысотный
полет обеспечивает система автоматического поддержания высоты,
получающая информацию от радиовысотомера.
Ту-22М3 оснащен прицельно-навигационной системой с РЛС и
оптическим бомбардировочным прицелом с телевизионным каналом,
применяемым в темное и светлое время суток. Средства РЭП включают
системы радиолокационной разведки и оповещения об облучении, активные
системы постановки радиолокационных помех, устройства выброса дипольных
отражателей и тепловых ловушек (блоки выброса пассивных помех размещены
в районе узлов крепления поворотных стабилизаторов). Для оповещения о
подлете ракет противника в верхней части фюзеляжа, за кабиной экипажа,
расположена ИК станция с полусферическим обтекателем фасеточной формы.
Вооружение
Для выполнения боевых задач самолет может иметь до 3
сверхзвуковых управляемых ракет (УР) класса «воздух-поверхность» (1 под
фюзеляжем и 2 под крылом) Х-22МА (масса 5900 кг, длина 11,3 м, скорость
М=3, дальность применения 140-500 км, поражение морских и
радиолокационно-контрастных наземных целей), до 10 гиперзвуковых (М=5)
аэробаллистических УР Х-15 для поражения наземных целей и РЛС
противника (6 УР в фюзеляже на барабанной ПУ и 4 УР на внешних узлах
под крылом), а также обычные или ядерные бомбы в фюзеляже (до 12 т) и
на четырех узлах внешней подвески (69 ФАБ-250 или 8 ФАБ-1500). В
качестве оборонительного вооружения используется пушка ГШ-23 с
укороченным блоком стволов, установленных вертикально, с увеличенной до
4000 выстр/мин скорострельностью и дистанционным (по телевизионному и
радиолокационному каналам) управлением.
|