Представители российской Объединенной судостроительной корпорации
(ОСК) сообщили некоторые характеристики проектируемого для ВМФ России
авианосца нового поколения. Как и предполагалось некоторыми
специалистами, он будет атомным, а его водоизмещение будет в пределах
60 тысяч тонн. Сообщается также, что корабль не будет нести крылатые
ракеты в отличие от авианесущих крейсеров советской разработки.
Ранее относительно облика перспективного авианосца ходили разные
версии: в качестве прототипов предполагались «Кузнецов», «Ульяновск»
(последний авианосец советской разработки), наконец, новый проект
40-тысячетонного авианосца для ВМС Индии, заложенного 28 февраля 2009
года, в создании которого принимают участие российские специалисты.
60 тысяч тонн в качестве рубежа для стандартного водоизмещения
корабля, в сочетании с появившимися осенью 2008 года сообщениями об
интересе командования ВМФ России к разработкам французской компании
Thales – одного из основных проектировщиков перспективных авианосцев
CVF для ВМС Великобритании и PA2 для Франции, подтверждает версию о
том, что новый корабль для ВМФ России будет схож с перспективными
авианосцами европейских членов НАТО. По размерам он, судя по всему,
будет соответствовать PA2, стандартное водоизмещение которого
составляет 59 тысяч тонн, а полное – 75. Однако, в отличие от
французского авианосца, который будет иметь газотурбинную
энергетическую установку, российский перспективный корабль
предполагается оснастить ядерной энергетикой. Разумеется, различным
будет и авиакрыло.
С авиакрылом связана основная масса вопросов. В настоящее время Россия располагает двумя типами палубных истребителей:Су-33 и МиГ-29К. Су-33, базирующийся на «Адмирале Кузнецове»
объективно устаревает, и возобновление его производства для оснащения
перспективного корабля нецелесообразно. МиГ-29К, производство которых в
настоящее время налаживается для ВМС Индии, представляет собой более
перспективную машину, имеющую с одноименным проектом конца 80-х годов
только общий индекс и происхождение от МиГ-29. Эта машина может быть
запущена в крупную серию в ближайшие год-два, но рассматривать ее как
перспективный основной истребитель палубной авиации вряд ли возможно –
все же габариты и взлетный вес самолетов «29-го» семейства не позволяют
использовать эти истребители в качестве полноценных ударных машин, что
необходимо для перспективного палубного самолета.
Таким образом, остается лишь один вариант – палубная версия
истребителя пятого поколения, разрабатываемого КБ Сухого по программе
ПАК ФА. Исходя из того, что известно о перспективной машине Сухого, это
тяжелый истребитель со стандартным взлетным весом примерно 30 тонн,
который предполагается оснастить на первом этапе двигателями 117С с
тягой в 14,5 тонн, а в дальнейшем и более мощными турбинами.
Машина такого класса может успешно использоваться в качестве
многоцелевого истребителя, выполняя как ударные задачи, так и задачи
ПВО соединения. Вместе с тем, достаточно большие размеры авианосца
позволят разместить на борту авиакрыло приемлемого состава, с 30-36
тяжелыми истребителями, не считая машин других типов. Не исключено и
формирование смешанного авиакрыла – скажем из 24 тяжелых и 24 легких
машин (МиГ-29К или перспективного легкого истребителя). При этом в
ангарах и на палубе должно остаться достаточно места для беспилотных
аппаратов, вертолетов и самолетов различного вспомогательного
назначения.
Некоторые обстоятельства пока остаются неизвестными: например, какой
способ взлета будет принят на новом авианосце – принятый на Западе для
многоцелевых авианосцев катапультный, или принятый в СССР/России со
времен постройки «Кузнецова» - трамплинный. О достоинствах и
недостатках каждого из них ведутся горячие споры.
Мало известно о разработке перспективных вспомогательных машин для
авианосца – самолетов дальнего радиолокационного обнаружения,
противолодочных вертолетов и других.
Не решен до конца также вопрос с местом строительства нового
авианосца. Потенциально, постройку корабля таких размеров может
осуществить Санкт-Петербургский Балтийский завод, имеющий опыт
строительства крупнотоннажных гражданских кораблей, а также боевых
кораблей с ядерной энергетической установкой (крейсера проекта 1144).
Альтернативой является Северодвинский завод, где в настоящее время
проводится капитальная модернизация для ВМС Индии авианесущего крейсера
«Адмирал Горшков», а также сооружается док для строительства кораблей
водоизмещением до 100 тысяч тонн.
Помимо производственных вопросов, в течение ближайших лет для
нормальной эксплуатации авианосца, а тем более 3-6 таких кораблей,
которые предполагается ввести в состав флота, необходимо также решить
вопросы их базирования, обеспечения, сопровождения, вопросы подготовки
и расквартирования тысячных экипажей, и многие другие.
Только при решении этих задач в комплексе и единовременно, программа строительства авианосцев будет иметь шансы на успех. По материалам сайта "РИА-Новости"
|