MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01C9B478.EA453890" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит, данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Windows® Internet Explorer®. ------=_NextPart_01C9B478.EA453890 Content-Location: file:///C:/B142CCD8/file5048.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
В =
8.55
БПК вышел в
море и ровно
через час
прибыл в
заданный
район. Спуст=
103;
минуту
сыграли уче
=
73;ную
боевую
тревогу, и
командир
корабля кап
=
80;тан
2 ранга И. П.
Винник
доложил
командованl=
0;ю
о готовност
=
80;
к началу
учения.
В =
9.58
на мостике
почувствовk=
2;ли
слабое сотр=
03;сение
корабля, как
будто в корм=
077;
произошел н
=
77;большой
взрыв. Машин=
099;
немедленно
остановили
=
80;
сразу же
сыграли
боевую и
аварийную
тревоги.
Через 10
секунд, посл=
077;
второго,
более
сильного
сотрясения
за кормовой
дымовой
трубой
появилась
шапка белог
=
86;
дыма и сноп
пламени. Еще
через 20
секунд прои
=
79;ошел
сильный
третий взры
=
74;
в районе рак=
077;тного
погреба № 8,
над которым
поднялся ст
=
86;лб
огня и
черного дым
=
72;.
Силой взрыв
=
72;
оторвало
крышку
погреба и
вместе с
пусковой ус
=
90;ановкой
зенитных
ракет
бросило на
кормовую
дымовую
трубу
правого
борта. В этом
районе
начался
сильный
пожар. Личны=
081;
состав прис
=
90;упил
к борьбе за
живучесть и
непотопляеl=
4;ость
корабля.
К&=
#1072;к
впоследствl=
0;и
установили
специалистm=
9;
комиссии,
назначенноl=
1;
главкомом
ВМФ
Адмиралом
Флота
Советского
Союза С. Г.
Горшковым, н=
072;
основании
личного
опроса, пись=
084;енных
докладов и
объяснений
очевидцев
происшествl=
0;я
личного
состава
"Отважного",
анализа
динамики
событий,
сопоставлеl=
5;ия
фактов и
расчетных
величин, на
корабле
произошло с
=
83;едующее.
После
объявления
учебной
боевой
тревоги мич
=
84;ан,
находившийl=
9;я
за пультом
поста контр
=
86;ля
ракет
кормового
погреба № 8, в
котором в
двух
вертикальнm=
9;х
барабанах
хранились 15 р&=
#1072;кет
В-601 в боевом
снаряжении
=
88;акетного
противовозk=
6;ушного
комплекса "h=
2;олна",
как положен
=
86;
по
инструкции
старшему по
вахте в
погребе,
приказал по
внутренней
связи
дежурившим
=
74;
посту
матросам
подключить
внешнее
электропитk=
2;ние. Зате=
084;
мичман с
помощью
тумблеров н
=
72;
пульте пода
=
83;
напряжение
на механизм
=
99;
поворота
пусковой
установки - 380 k=
4;ольт
и в цепь
стрельбы (110
вольт).
С&=
#1088;азу
же после
щелчка
последнего
тумблера он
увидел чере
=
79;
иллюминатоl=
8;
сильный сно
=
87;
пламени на
левом
барабане. Не
включив сре
=
76;ства
пожаротушеl=
5;ия,
мичман
покинул пос
=
90; и
побежал по
коридору в
носовую
часть
корабля. В
это время
произошел
сильный
взрыв,
ударной вол
=
85;ой
которого ег
=
86;
отбросило в
сторону...
Р&=
#1072;сследовани=
;е
показало, чт=
086;
после появл
=
77;ния
огня в
погребе до
момента
сильного вз
=
88;ыва
прошло не
менее 18
секунд (врем=
103;
уточнили в
ходе
"следственн=
;ого
эксперименm=
0;а"
на однотипн
=
86;м
БПК
"Комсомолец
Украины",
замеряя
секундомерl=
6;м
продолжитеl=
3;ьность
"пробега"
мичмана от
поста до
места
падения пос
=
83;е
взрыва). Как
выяснилось
впоследствl=
0;и,
пламя в
погребе
появилось
вследствие
самопроизвl=
6;льного
запуска
маршевого
двигателя
одной ракет
=
99;,
затем
срабатыванl=
0;я
ракетного
двигателя е
=
77;
же стартово
=
81;
ступени и
последовавm=
6;его
вслед за тем
запуска
нескольких
стартовых
двигателей
других раке
=
90;.
Вследствие
резкого
повышения
давления в
погребе
(около трех
атмосфер) на
крышу
погреба
действовалk=
2;
сила не мене=
077;
2500 т, что и
явилось
причиной ег
=
86;
взрыва и отр=
099;ва
крыши. В
результате
взрыва в
бортовой
обшивке в
районе
погреба
образовалиl=
9;ь
две пробоин
=
99;,
через
которые вод
=
72;
затопила не
=
89;колько
отсеков
корабля.
К&=
#1072;к
же проходил
=
72;
борьба
личного
состава
"Отважного"=
и
экипажей
подошедших
на помощь
кораблей за
живучесть и
непотопляеl=
4;ость
БПК? После то=
1075;о
как в 10 часов
объявили
боевую
тревогу и
через минут
=
91;
- аварийную, в
погребе № 8 и
коридорах № 9
и № 10
продолжал
бушевать
сильный
пожар.
Корабль
получил кре
=
85;
12° на правый б=
1086;рт.
Между 10.10 и 10.20
дали команд
=
99;
включить
систему
водяной
защиты,
орошение
погребов и
затопить
погреба № 6, 7 и 10.
Это сделать
не удалось, п=
1086;скольку
трубопровоk=
6;ы
обеих систе
=
84;
вышли из
строя.
Семерых
моряков
взрывом
сбросило с
юта в море, и
их подобрал
=
80;
подошедшие
корабли.
В
10.23 личному
составу,
находящемуl=
9;я
в кормовых
отсеках,
приказали
покинуть
корабль. В эт=
1086;
время пожар =
074;
корме
усилился.
Погреба бое
=
79;апаса
№ 6 и № 7
непрерывно
поливались
водой из
шлангов. На
помощь
"Отважному"
в 10.40 подошел
эсминец
"Сознательн=
;ый"
и спустя 12
минут -
эсминец «Бе
=
76;овый»,
с которого н=
072;
корабль
переправилk=
2;сь
спасательнk=
2;я
партия. В 10.54
"Сознательн=
;ый"
начал
буксировку
"Отважного",
имевшего
крен 13° на
мелкое мест
=
86;
в район Херс=
086;неса.
Через семь
минут для
спрямления
БПК начали
перекачку
топлива на
левый борт,
но это не
помогло.
В
11.59 пожар
локализоваl=
3;и,
из погребов
повалил бел
=
99;й
дым. Спустя
семь минут
оборвался
буксир
"Сознательн=
;ого",
с "Бедового"
начали заво
=
76;ить
новый. Тем
временем
пожар в
кормовом
машинном
отделении
продолжалсn=
3;,
и в 12.27 дали
команду
прекратить
подавать в
отсек воду и
применять
только пену.
В кормовом
машинном
отделении
включили
систему "ЖС"
химическогl=
6;
тушения. В 12.49
"Бедовый" со
скоростью 3 у=
1079;
начал
буксировку
"Отважного",
крен которо
=
75;о
увеличился
до 17 °.
П&=
#1086;дошедшие
спасательнm=
9;е
суда (в 12.55 -
"Бештау", в 13.20 -
СС-15 и СС-26,
спустя еще
четыре
минуты -
пожарно-дез
=
72;ктивационн=
1086;е
судно
"Пламя")
начали пода
=
74;ать
пену в район
горящих
погребов. По=
089;ле
ряда попыто
=
82;
в 14.30 начали
откачку вод
=
99;
из кормовых
отсеков.
Однако чере
=
79;
17 минут произ&=
#1086;шел
взрыв
авиационноk=
5;о
боезапаса в
погребе № 10.
По-видимому,
одновременl=
5;о
взорвалась
=
80;
цистерна с 6 т
авиационноk=
5;о
керосина, находящаяс=
1103;
в общем с
погребом авиабоезап=
1072;са
отсеке в
корме.
К&=
#1086;рабль
тем времене
=
84;
продолжали
буксироватn=
0;
на более
мелкое мест
=
86;.
Крен на
правый борт =
089;
19° быстро
увеличился
до 25°, но в 15.07
стабилизирl=
6;вался
на 27°. Через
три минуты
отключилосn=
0; освещениk=
7;
и
прекратилаl=
9;ь
подача
питания на
приборы, и в 15.12
личному
составу
приказали
покинуть ко
=
88;абль.
Последним с
"Отважного"
сошел его ко=
084;андир.
С
момента
обнаружениn=
3;
пожара до
затопления
корабля
прошло 5
часов 47 минут.
В результат
=
77;
внутренних
=
74;зрывов
и полученны
=
93;
пробоин БПК
принял окол
=
86;
3600 т воды, шест=
00;
непроницаеl=
4;ых
отсеков ока
=
79;ались
затопленныl=
4;и.
После
затопления
четырех
отсеков в
кормовой
части крk=
7;н
и дифферент
стабилизирl=
6;вались
и корабль им=
077;л
положительl=
5;ую
остойчивосm=
0;ь.
Однако,
когда вода
заполнила
еще два
отсека, запа=
089;
плавучести
был исчерпа
=
85;
и "Отважный"
затонул, пок=
072;зав
высокую
живучесть.
Согласно
спецификацl=
0;и,
корабли
данного
проекта
должны сохр
=
72;нять
плавучесть
=
80;
положительl=
5;ую
остойчивосm=
0;ь
после
затопления
только трех
смежных
отсеков кор
=
87;уса.
И&=
#1079;
287 человек
личного
состава и
проходившиm=
3;
на
"Отважном"
практику
курсантов в
результате
взрыва
погибли 24
человека (19
матросов и 5
курсантов).
Весь личный
состав
корабля при
тушении
пожара, в
борьбе за
живучесть и =
085;епотопляем&=
#1086;сть
корабля про=
03;вил
мужество и
действовал
умело. Были
приняты все
меры по
спасению БП
=
50;,
но после
взрыва раке
=
90;,
находившихl=
9;я
в погребе № 8,
"Отважный"
получил
настолько
сильные
повреждениn=
3;,
что спасти
его
оказалось
невозможно.
К&=
#1086;миссия,
расследоваk=
4;шая
обстоятельl=
9;тва
и причины
гибели БПК
"Отважный", k=
4;
своем заклюm=
5;ении
предложила
провести
огневые
натурные
испытания
средств
противопоk=
8;арной
и
противовзрm=
9;вной
защиты погр
=
77;ба
зенитного
ракетного
комплекса (З=
056;К)
"Волна" с
ракетами В-601
на опыто
=
74;ом
натурном
отсеке
корабля
проекта 61.
Такие
испытания
имели целью
проверить д
=
86;статочност=
1100;
предусмотрk=
7;нных
проектом ср
=
77;дств
защиты при
несанкционl=
0;рованном
срабатыванl=
0;и
одного иk=
9;
двигател=
;и
ракеты и, в
случае
необходимоl=
9;ти,
разработатn=
0;
дополнителn=
0;ные
мероприятиn=
3;
для повышен
=
80;я
до нужного
уровня этой
защиты на
всех
кораблях,
оснащенных
=
88;акетами
В-601.
В
соответствl=
0;и
с
рекомендацl=
0;ями
комиссии на
основании
совместногl=
6;
решения
Военно-Морс
=
82;ого
Флота и
Министерстk=
4;а
судостроитk=
7;льной
промышленнl=
6;сти
(МСП) на одном
из судостро
=
80;тельных
заводов в
Ленинграде
=
74;
1 977 году
изготовили
натурный
отсек кораб
=
83;я,
который
полностью
воспроизвоk=
6;ил
часть
корабля
проекта 61 с
кормовым
погребом № 8 З&=
#1056;К
"Волна-М".
В
конструктиk=
4;ном
отношении опытовый
отсек
полностью
соответствl=
6;вал
участку кор
=
87;уса
с
надстройкоl=
1;
в районе 199-222
шпангоутов.
Совместным
решением ВМ
=
60;,
МСП и
Министерстk=
4;а
авиационноl=
1;
промышленнl=
6;сти
утвердили
программу
проведения
огневых
междуведомl=
9;твенных
испытаний,
которые
состоялись
на одном из
полигонов
ВМФ под
Ленинградоl=
4;
в 1978 - 1979 годах.
Программа
предусматрl=
0;вала
все
возможные
варианты
несанкционl=
0;рованного
запуска
стартовых и
маршевых
двигателей
ракет В-601,
определениk=
7;
характера
развития
аварии,
проверку
надежности
удержания
при этом
ракет в
барабанах, п=
091;ти
повышения пожарl=
6;- и
взрывобезоl=
7;асности
погреба и,
наконец,
практическm=
1;ю
проверку
выработаннm=
9;х
комиссией
мероприятиl=
1;.
В
результате
проведенныm=
3;
натурных
испытаний опытовог
=
86;
отсека в
"Отчете
междуведомl=
9;твенной
Комиссии по
проведению
комплексныm=
3;
огневых нат
=
91;рных
испытаний
средств
противопоk=
8;арной
и противовз
=
88;ывной
защиты
погреба ЗРК
"Волна" с
ракетами В-601
на опыто
=
74;ом
отсеке
корабля
проекта 61",
подписанноl=
4;
в начале 1980
года, был
сделан
следующий
основной вы
=
74;од:
"Штатные
средства
противопожk=
2;рной
и
противовзрm=
9;вной
защиты
погребов ЗР
=
50;
"Волна" и "Волна-М"
обладают
необходимоl=
1;
эффективноl=
9;тью
и высокой
надежностьn=
2;.
В случае
срабатыванl=
0;я
маршевого
или
стартового
двигателя
ракет они
предотвращk=
2;ют
развитие
аварии,
представляn=
2;щей
опасность
для корабля =
074;
целом, и обес=
1087;ечивают
локализациn=
2;
аварийного
процесса в
пределах
погреба без
нанесения
существеннm=
9;х
повреждениl=
1;
оборудованl=
0;ю".
Штатные
выхлопные
устройства
погребов, -
констатироk=
4;ала
комиссия, -
обеспечиваn=
2;т
при
возникновеl=
5;ии
аварийной
ситуации
сброс
давления в
течение 1-2
секунд.
К&=
#1072;к
следует из
заключения
междуведомl=
9;твенной
комиссии по
испытанию опытовог
=
86;
отсека, при
выполнении
предусмотрk=
7;нных
инструкциеl=
1;
по
обслуживанl=
0;ю
погребов ра
=
82;етного
комплекса
"Волна"
мероприятиl=
1;
и включении
корабельныm=
3;
средств
пожаротушеl=
5;ия
развитие
аварии на БП=
050;
"Отважный"
удалось бы
предотвратl=
0;ть.
Однако
роковые
восемнадцаm=
0;ь
секунд,
упущенные
незадачливm=
9;м
мичманом,
решили
трагическуn=
2;
участь
корабля.
В
конце
сентября 1971
года по
приказу
главнокомаl=
5;дующего
ВМФ Адмирал
=
72;
Флота
Советского
Союза С. Г.
Горшкова в
Севастополn=
0;
была направ
=
83;ена
комиссия во
главе с
заместителk=
7;м
главкома
начальникоl=
4;
тыла ВМФ
вице-адмира
=
83;ом
Л. В. Мизин&=
#1099;м.
Перед
комиссией
поставили
задачу
рассмотретn=
0;
возможностn=
0;
и предложит=
00;
метод подъе
=
84;а
затонувшегl=
6;
БПК
"Отважный".
Ознакомившl=
0;сь
на месте с
конструкциk=
7;й
однотипногl=
6;
корабля и со
всеми
обстоятельl=
9;твами
катастрофы, =
082;омиссия
вышла в море
к месту
гибели
"Отважного",
где ее члены
капитан 1
ранга Ях
=
85;енко
и капитан 2
ранга Не
=
78;маков,
опустившисn=
0;
под воду в
наблюдателn=
0;ной
камере, личн=
086;
осмотрели
затонувший
БПК. Он
лежал на
глубине око
=
83;о
120 м на илистом
грунте с
небольшими
дифферентоl=
4;
на корму и
креном на
правый борт.
В районе
кормового
ракетного
погреба, в ко=
1090;ором
началась
авария,
корпус имел
излом и был
скручен
(кормовая
часть имела
крен больши
=
81;,
чем
остальной
корпус).
Надстройки, =
080;зготовленн&=
#1099;е
из легких
сплавов,
сильно обго
=
88;ели.
Д&=
#1072;льнейшая
работа
комиссии
пошла неско
=
83;ько
в ином на=
087;равлении,чем
предписал
главком ВМФ,
а именно по
линии оценк
=
80;
целесообраk=
9;ности
подъема
корабля. Для
этого
пришлось
опросить вс
=
77;
организациl=
0;
Черноморскl=
6;го
флота,
заинтересоk=
4;анные
в подобной
операции.
Положительl=
5;ый
ответ дала
только одна, =
1079;аявив
о
необходимоl=
9;ти
демонтажа и
подъема
радиолокацl=
0;онных
антенн, чтоб=
099;
с ними не мог
ознакомитьl=
9;я
вероятный
противник. У=
095;итывая
исключителn=
0;ную
трудность
подъема
"Отважного"
(удаленный о=
090;
берега
открытый
ветру и волн=
077;нию
район,
большая
глубина
затопления, =
085;аметившийс&=
#1103;
разлом
корпуса и
значительнk=
2;я
его масса),
комиссия
рекомендовk=
2;ла
корабль не
поднимать,
ограничившl=
0;сь
необходимыl=
4;
демонтажем
оборудованl=
0;я.
Д&=
#1086;клад
комиссии
вызвал к
=
88;ейне
негативную
реакцию
главкома ВМ
=
60;,
заявившего,
что она не
выполнила
поставленнl=
6;й
задачи и
вместо того
чтобы
предложить
способ подъ
=
77;ма
нашла довод
=
99;
в пользу
отказа от не=
075;о.
В
раздражениl=
0;
С.Г. Горшков
приводил
оскорбителn=
0;ные
высказыванl=
0;я
иностранноl=
1; печати,
что "русскиk=
7;
потеряли
лучший кора
=
73;ль
и не могут
поднять даж
=
77;
гайки с него&qu=
ot;.
Под его
давлением
Аварийно-сп
=
72;сательная
служба (АСС) в
лице Ю.К.
Сенатского
дала обязат
=
77;льство
поднять
«Отважный».
Фактически
=
78;е,
как и
предполагаl=
3;ось,
демонтировk=
2;ли
и подняли
только
радиолокацl=
0;онные
антенны, а са=
1084;
корабль
взорвали, та=
082;
что почти вс=
103;
возвышавшаn=
3;ся
над грунтом
его часть
была уничто
=
78;ена.
Этим была
поставлена
точка в
вопросе о
подъеме БПК
"Отважный".
=
span>